Сергей полянский
Законодатели забывают про большой и подчас невидимый пласт – малый и микробизнес
Сергей Полянский, основатель и совладелец Robokassa, о том, как компании удалось справиться с кризисом 2016 года, когда криптовалюты придут в электронную коммерцию, почему важно помогать малому бизнесу и как с этим справляется новый проект Robo.market.
Автор:
Сергей, как изменится рынок e-commerce в ближайшие несколько лет? Может у вас есть интересные теории и версии?
Сергей:
Как и в любой отрасли, которая когда-то была молодой, самый очевидный тренд – взросление. Рынок электронной коммерции продолжает входить в централизованное русло – сегодня это уже не набор услуг для «гиков», а вполне признанный и привычный инструмент совершения покупок, организации торговли и платежей в сети интернет. И, конечно, игроки становятся крупнее, а маржа снижается. Это нормальный и очевидный процесс эволюции. В ближайшей перспективе будет сохранена тенденция на монополизацию, что, увы, не приведет к здоровой конкуренции: небольшим игрокам все сложнее будет выходить на рынок, а коммерческие предложения, к сожалению, будут конкурировать только ценой.
Автор:
Как вы считаете, необходимы ли изменения в законодательстве для развития сферы e-commerce? Если да, то какие?
Сергей:
Когда наши законодатели выпускают новые нормы регулирования, они забывают про большой и подчас невидимый пласт – малый и микробизнес. Они видят таких гигантов, как OZON.ru или LaModa, ориентируются на их объемы и структуру доходов. Однако под законодательные нормы попадает и малый сектор, которому многие издержки попросту непосильны. И если дифференцировать подход невозможно, то хотелось бы, чтобы у нас – как интеграторов – была нормальная возможность выполнять этот закон «за свой счёт», обеспечивая жизнеспособность начинающему бизнесу.
Автор:
Как влияет хайп вокруг блокчейна на рынок электронной коммерции?
Сергей:
Сейчас это параллельные миры. Блокчейн не запретить – это же почти природное явление, децентрализованное и неподконтрольное. Оно принадлежит всем и никому единовременно. И чтобы эти миры пришли во взаимодействие, должны появиться правила – в той точке, где криптовалюты превращаются в регулируемые/фиатные деньги. Тогда появится возможность рассчитываться ими за реальные товары и услуги.

В Швейцарии, например, подобное регулирование уже перешло от теории к практике. Надеюсь, скоро некие правила начнут появляться и у нас – тогда мы получим новые способы оплаты. И конечно мы будем их поддерживать, ведь это сделает нас ещё более востребованным сервисом.
Автор:
Как оцените год для Robokassa? Что было главным вызовом? Ожидать ли от Robokassa новых инициатив в 2018?
Сергей:
Ни для кого не секрет, что у нас были внутренние проблемы – действия регулятора коснулись нескольких банков, с которыми мы сотрудничали, и нам пришлось крайне оперативно заключать новые соглашения. В итоге в 2016 году наш сервис частично простаивал больше месяца – и конечно, мы наблюдали весомые потери клиентской базы. Именно поэтому 2017 год стал для нас годом восстановления.

Сейчас я могу сказать, что в концу прошедшего, 2017 года, мы вновь вышли на уровень конца 2015-го и полностью восстановили наш сервис, обеспечив бесперебойную работу. Сейчас у нас два расчетных банка, и в ближайших планах подключение еще одной кредитной организации.

Приятно осознавать, что, имея весьма ограниченные возможности роста в тот непростой период, мы запустили Robo.market– сервис, рассчитанный на малый бизнес и предоставляющий ему полный комплекс услуг: от площадки для продаж до решения вопроса с фискализацией. Это был и своеобразный challenge, и инструмент восстановления одновременно. Суть сервиса проста: вы решили заняться продажей шарфов, которые вяжете сами. У вас есть выбор: или открыть павильончик в полуподвальном помещении, или разместиться в торговом центре, где есть проходимость и не надо платить за аренду. Этим ТЦ для вас будет Robo.market.

В этом году в планах развивать этот проект. Он уже показал свою жизнеспособность на первом этапе – за 2017-й год объем продаж превысил 85 000 000 рублей. Но это пока лишь начало.
Автор:
Вы активно продвигаете маркетплейс Robo.market. Насколько идея продукта и практика использования оправдывает себя? Планируете ли вы какие-нибудь изменения в 2018 году?
Сергей:
Я бы не называл это маркетплейсом – в какой-то степени, этот термин себя дискредитировал. Дело в том, что классический маркетплейс предлагает продавцам площадку, на которой они начинают конкурировать ценой, постепенно «съедая» друг друга. На этом его функционал, по сути, заканчивается. Важно понимать, что мы принципиально отказывались от такой модели, когда разрабатывали Robo.market.

Что же касается идеи – как я говорил, она оказалась более чем жизнеспособна, поэтому мы, естественно, будем развивать функционал проекта. В первую очередь, для продавцов: нашей задачей остается максимальное упрощение жизни для начинающего бизнеса.
Автор:
Способны ли маркетплейсы в недалеком будущем практически полностью вытеснить крупных рыночных "акул" (популярные интернет-магазины)?
Сергей:
Пока конкуренция ценой остаётся ключевым фактором влияния в рамках одного маркетплейса, это невозможно. Что-то должно поменяться, чтобы такие площадки перестали быть инструментом ценовой войны. Когда это произойдет – конкуренция будет возможна. А пока у «акул» издержки меньше.
Автор:
Какой онлайн-магазин вы считаете самым крутым в России? По какому критерию судите?
Сергей:
Этот вопрос не имеет ответа. У всех своя специфика, поэтому сравнивать, мягко говоря, некорректно: кто-то продаёт узкопрофильные товары, а кто-то выступает в роли агрегатора. Если говорить о себе – у меня нет списка магазинов, которые я регулярно посещаю: начинаю всегда с нуля – с поисковой машины.

Пожалуй, единственное исключение составляют специализированные магазины. Я люблю что-то ремонтировать своими руками, поэтому приведу в пример магазин «Энтузиаст» – доставка, правда, довольно долгая, зато я всегда нахожу в нём то, что надо. Кстати, приглашаем руководство «Энтузиаста» к нам в Robokassa выпить чашечку кофе.
Автор:
Как вы попали в электронную коммерцию? В детстве вы вряд ли мечтали об этой сфере :)
Сергей:
Я считаю себя физиком: в детстве выигрывал олимпиады по физике, ходил в физико-математическую школу, потом в профильный вуз. Однако наукой было не заработать, и со временем я стал заниматься программированием в различных IT-компаниях. А потом в конце 90-х запустили и первый в России полноценный интернет-магазин, в котором была корзина, онлайн-оплата с проверкой и списанием. Конечно, это ещё был не интернет-эквайринг: использовалась связь по специальному протоколу, а подключение велось аналогично банкомату. Кстати, в то время я впервые узнал, что такое фрод – это был отличный опыт. Ну а магазин назывался «Формоза» – возможно, слышали :)
Автор:
А кем вы мечтали стать в детстве?
Сергей:
Абсолютно точно не интернет-предпринимателем. В разные периоды возникали разные желания. Помню, что долго мечтал стать дальнобойщиком – надеюсь, когда-нибудь реализую эту мечту :)
Автор:
У вас есть кумир?
Сергей:
Мне не нравится само слово «кумир»: его по-разному понимают. В каждой области, которая интересна лично мне, есть люди, заслуживающие большого уважения – в IT, мотогонках, музыке, парашютном спорте. В последнем, кстати, не могу не упомянуть имя Александра Белоглазова, который отдал много сил для популяризации этого вида спорта в России, создал крутую команду и остается активным энтузиастом, преданным делу [Примечание: Сергей – многократный рекордсмен в сфере парашютного спорта].
Автор:
Что вы покупаете в интернете? Есть ли товары, которые пока сложно приобрести онлайн, но вы бы очень хотели?
Сергей:
Ключевым мотивом для меня всегда остаётся экономия времени, а не поиск выгодной цены. Я всё покупаю в интернете, кроме продуктов питания. И, пожалуй, товаров, которые сложно приобрести онлайн, уже нет.
Автор:
Есть ли у вас свободное время и как вы его проводите?
Сергей:
Свободное время – это то, которое мы вынуждены как-то убивать? Нет, такого свободного времени у меня нет совсем. Конечно, мои дела не распланированы на 10 лет вперед, но ведь есть множество интересных увлечений – от тенниса до выращивания кактусов – которыми можно заниматься. У меня были разные увлечения, но главное – я научился учиться и с удовольствием продолжаю это делать.
Контакты организаторов
Александр Сафонов
E-mail: saidnavy@robokassa.ru
Оставьте отзыв
Мы будем благодарны, если вы поделитесь с нами впечатлениями о семинаре
Нажимая кнопку Отправить вы автоматически соглашаетесь на хранение и обработку ваших персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности
Made on
Tilda